Плюсы и минусы
Бесспорный
минус фильма в том, что творческая сущность поэта оказалась в тени,
если так можно выразиться, наркотической проблемы. Ведь как выглядит
дело со стороны? Вот человек умирает, и единственное, что его может
спасти – укол наркотика. Доктор идет на все, чтобы добыть заветную
ампулу, а «наркокурьер», сумевший доставить партию препарата через
тысячи километров и многочисленные препоны, выглядит настоящим
спасителем. Ощущение, что это может стать неожиданным и дурным примером
для молодежи.
Что касается творческой части, то удивляет отсутствие в
фильме песен Высоцкого, где есть слова «Спасибо, что живой». А таких
произведений несколько. По сути в фильме никаких других стихов и песен
тоже почти нет.
К плюсам же отнесем, к примеру, что Оксана
Афанасьева показана не коварной разлучницей, а настоящим другом,
способным отдать ради Высоцкого последнее. Маме его она очень нравилась.
Нина Максимовна сама об этом говорила. Читателям будет любопытно
узнать, что Оксана в начале 80-х вышла замуж за актера Леонида
Ярмольника и остается его женой по сей день. У нее салон красоты на
Рублевке.
Майкл Джексон отдыхает...
Реалистично
показан врач Федотов, представший не совсем адекватным человеком. Есть
убедительные свидетельства, что именно он... фактически убил Высоцкого.
Во-первых, он сам признается в своих мемуарах, что проспал его смерть (в
буквальном смысле), находясь в соседней комнате. Во-вторых, он вколол
ему дозу «лошадиного» снотворного под названием «лоралгидрат». Тот
препарат, который убил Майкла Джексона, выглядит простой водичкой по
сравнению с этим. К тому же, по словам Оксаны и других свидетелей,
Федотов чередовал этот препарат с седуксеном – возбуждающим средством, а
то и оба взаимоисключающих препарата вводил одновременно. Как будто
выполнял немыслимые эксперименты.
Накануне вечером Высоцкий очень
плохо себя чувствовал, метался по комнате и даже сказал Нине Максимовне:
«Мама, я сегодня умру». В такой ситуации доктор не должен был спускать
глаз с больного, тем более друга.
Продолжение следует?
Правда,
бытует мнение, что поэт умер от сердечной недостаточности на фоне
абстинентного синдрома... Но это – дежурный диагноз для алкоголиков и
наркоманов. Он нужен для того, чтобы свалить всю вину на самого
Высоцкого, сделать его самоубийцей – подставить его, как подставили
Есенина в свое время. Более того, есть ощущение, что в картине
закладывается фундамент для этой самой «подставы» – в следующем фильме,
который, по логике вещей, будет повествовать о фактической смерти поэта,
наступившей ровно через год после событий картины. Вполне реально, что
окрыленные кассовым успехом создатели непременно сделают продолжение. И
очень важно, чтобы они не навели тень на плетень.
Если новая картина будет сниматься, творческая группа во главе с Никитой Высоцким должна представить
Владимира Семеновича достойно, а не как алкоголика и наркомана. Это
просто не вяжется с огромной массой его творческого наследия. Да и не
похож он на алкоголика. Взять хотя бы культовый фильм «Место
встречи...». Жеглов даже раздевался там по пояс и выглядел здоровым,
крепким мужчиной. А это – самый конец 70-х... Ведь, как известно,
Высоцкий отчаянно боролся с алкогольной зависимостью. Он годами не пил. И
Всеволод Абдулов, и Оксана Афанасьева, и многие другие друзья поэта
рассказывали, что он всегда противился выпивке, говорил – мне не
наливайте, у меня вода. Но стоило ему отойти, чтобы заменить, допустим,
струну, как кто-то подливал в стакан водки, желая завести его на
длительные посиделки...
Беседовал Михаил БОБИЧЕНКО
От редакции. С мнением Владимира Корецкого о картине можно соглашаться или не соглашаться. Но нельзя отрицать, что недавний фильм о Владимире Высоцком поднял новую волну интереса к личности и творчеству этого удивительного, отмеченного ярким разносторонним талантом человека с трудной судьбой. Это – главное. И за это нельзя не сказать спасибо создателям картины «Высоцкий. Спасибо, что живой».